О правильном чтении художественной литературы

 Мой читательский стаж – весьма скромен, читать я начала только со второго класса, и далеко не сразу даже детскую классику. Все мои детские книги и книжечки ныне – в местной библиотеке. Но суть не в этом.

Недавно я задумалась: как же правильно-то читать книги? Поглощая их в большом количестве, а теперь и с экрана телефона, я поняла, что у меня стремительно развивается книжное обжорство. Я просмотрела несколько статей на эту тему, и оказалось, что все делаю  в корне неправильно. Это очень долгий и очень важный процесс. Точнее, думаю, он был бы таким, если бы книги (не помню, кто заметил) Нобелевских лауреатов стоили  также дорого, как и костюмы haute couture.  Но, к счастью, книги в  категории рret-a-porter и в любом книжном их валом и по любой цене.

Короче, те правила, с которыми я ознакомилась в сети (о, да, а где же еще с ними знакомиться), вызвали у меня одну лишь изжогу. Нужно, дескать, выбирать только проверенных мастеров, ознакомиться с их биографией, прочитать отзывы, купить именно печатную книгу, завести закладку, отдельную тетрадь, чтобы выписывать умные мысли, всегда читать с карандашом. Словом, полнейшая ересь. Так делают только неофиты чтения. Можно, конечно, заметить, что одно дело читать тексты (т.е. запоминать сюжеты), а другое – читать книги (т.е. формировать свое мнение  о прочитанном и делать выводы). Но это все слишком долго и нудно, а специальных факультетов по чтению книг, куда, несомненно, хотел бы поступить каждый уважающий книгу книгочей, не существует. Набоков вообще считал, что правильно прочитанная книга – это перечитанная книга. Трудно с ним не согласиться.

 Но пребывая здесь и сейчас со списком «1000 книг, которые стоит прочесть прежде, чем умереть» (который неплохо было бы полностью исправить)  весьма  трудно придерживаться всех правил чтения.  Эта та культура, которую каждый воспитывает в себе сам, и сам выбирает, что читать, а что не читать никогда. Ей не похвастаешься, ее не покажешь, на себя не оденешь. Люди читают реже, так говорят, но я думаю, это наглая ложь мирового капитализма. Люди читают. Как могут, так и читают. Школьные читательские дневники не в моде, библиотеки сдают части своих помещений в аренду, книжные магазины заполнены дешевым хламом и дорогой классикой из популярных серий, и нужное отыскать бывает трудно.

 Я говорю о художественной литературе, опуская научную и  для самообразования: это отдельная тема, эти книги не создают нас, они лишь помогают, и они  действительно бывают скучные. Правит бал художественная литература – проза и поэзия. И ей — мои громкие аплодисменты стоя. Но не стоит думать, что художественная литература подменяет знание жизни. Это вздорные мысли. Как-то меня попытались   высмеять, что вот, мол, на отдых нагребла книжек (именно это слово – книжки, оно умаляет Литературу художественную, и тогда я вспоминаю о судьбе Вирджинии Вулф). А я действительно нагребла: воспоминания о Цветаевой и учебник чешского.

 И вот с художественной книгой  гораздо сложнее. Потому что научные или бизнес-книги чаще читают потому, что нужно, задали, семинар и прочее. Художественная же, пусть и пафосно, формирует вкус вообще. И мне жаль тех, кто снисходительно относится к ней, считая ее второсортной.  Я  ехала в поезде и  до меня донеслась фраза:

Нет, я не сплю. Книгу читала. «Пятьдесят  оттенков серого».

 Девушка повторила название, но  чуть   тише,  и почему-то рассмеялась.

 Да!  Вот  оно главное правило. Я всегда о нем подозревала. Люди слишком умны и верны в оценках значимости тех книг, которые читают случайные соседи в поезде, метро, автобусе, кафе и т.д. Та девушка, видимо, и сама поняла, какой бред  читает, и, чтобы не показаться совсем уж глупой,  выдавила из себя смех, подчеркивая тем самым незначимость своего чтения.

 Поэтому чтобы вы не читали, а особенно находясь в общественных местах (пусть даже неоднократно замечено, что в этих-то  местах следует читать чуть ли не Донцову, но поверьте, в чтении Донцовой нет ничего ужасного), книги следует оборачивать в обложки, потому что в любом случае вы читаете не то, что следует, даже если у вас в руках том британской энциклопедии. И вам обязательно сделают замечание, ибо книги следует читать правильные. Вот что у вас в руках? «Анна Каренина»: позновато, да и глуповато.  Что-то из Ошо: идите работать. Или Стефани Майер: после прочтения вскройте себе вены. Или Гарсиа Маркеса: ага,  вы просто выпендриваетесь. Дарья Донцова и ее  Тараканова: убейтесь ап стену. Татьяна Устинова: о, жаль,  вы больны чумой. «Духлесс»: вас уже ничто не спасет. Бегбедер: фу, вы сибаритствующий эстет, станьте проще. Мураками: попса, попса, попса. Вербер:  сорьки, вы уже не в тренде. Сесилия Ахерн: ахах, а девочка созрела. Саган: ой-ой-ой, да что вы говорите, Саган! И т.д. и т.п.

Поэтому есть только одно правило чтения – оборачивайте книги в обложки, дабы не оскорблять высокие чувства окружающих  той блевотиной, которую вы вталкиваете в себя.

П.с. Оформление труда мистера Мортимера Адлера «Как читать книги» навевает скуку: учебник учебником. Но именно поэтому его следует обязательно прочесть. И прочесть по всем правилам. А дальше: вы вольны читать те книги, которые посчитаете нужными. И  без списка «1000  книг». И даже «Пятьдесят оттенков серого» и  других  его полутонов.