Любимый храм Анны Ахматовой

Творчество А.А. долгое время рассматривалось мною в контексте авторитетов. Она представала в образе такой вальяжной дамочки, слишком высокого о себе мнения, которая только то и умела, что пописывать стишки, непонятно, на какие деньги жила, когда ее не печатали, постоянно сравнивалась с Цветаевой (о, это совершенно глупо и не сопоставимо), но что еще хуже – высказывались заявления, что если тебе близко творчество М.Ц., то ну никак творчество А.А. нравится не может. Почему-то я долгое время верила этим огульным суждениям.

 Но  авторитеты сменились,  жизнь и  творчество А.А. предстали в другом свете. Это была жизнь, в которой ее главная героиня так и не смогла дождаться ответной любви.

Так или иначе, территориально А.А. и ее семья связаны с украинской землей: Одесса, Киев, Севастополь, Евпатория, Винница. Киев сама А.А. не любила, он был ей чужд и странен, и слишком шумный, хотя в конце жизни признавалась Чуковской, что в молодости была несправедлива к этому городу.

Еще больше времени она проводила в Севастополе. Этот город ей под стать совершенно. Его суть также неуловима, как и мое ощущение творчества   А.А. Она взрослела в Севастополе, где жил ее дед, Антон Горенко, здесь начала писать стихи.  Здесь же и ее любимый храм  — Владимирский собор на территории Херсонеса.  А.А. любила искать в течении своей жизни какие-то  знаменательные вехи. Ей повезло с самого рождения: она родилась через год после того, как вся империя отмечала впервые 900-летие крещения Руси и свадьбы кн. Владимира и цесаревны Анны. К этому же событию и был приурочен храм Владимира в Херсонесе по проекту академика архитектуры Давида Гримма.

Перед строительством храма в Херсонесе были проведены раскопки, в ходе которых были обнаружены руины деревянных христианских храмов и крестообразной в плане церкви на главной площади города.  В августе 1861 г. состоялась закладка храма в честь кн. Владимира, который строили 15 лет. Сам собор состоит из двух частей – Нижнего и Верхнего храма. Но расписать и украсить собор к дате празднования не успели, поэтому освятили только Нижний храм. Полностью он был освящен только в 1891 г., а окончательно  оформлен  в 1894 г. Это был один из самых больших соборов империи (высота — 36 м, общая площадь — 1726 кв.м., диаметр купола 10,5 м) который может вместить до тысячи верующих.

«Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили», — слова А.А. из автобиографической прозы.

Древний Херсонес и храм св. Владимира по-прежнему остаются самыми сильными впечатлениями, когда впервые оказываешься в городе, а от храма и вовсе не ожидаешь двухэтажной постройки. В нем самом, выстроенном в византийском стиле, ощущается великолепие прошлых периодов истории города. В Нижнем храме — намеки на древность.

Это то место, где стоит побывать, наверное, лучше не летом, но в любое другое время, когда берег Черного моря можно почувствовать как берег Понта Эвксинского (не зря ведь побережье предгорного Крыма так сильно напоминало грекам-колонистам их метрополию). И созерцая остатки этого полиса, понимаешь, что город, существовавший две тысячи лет, все еще сохраняет свой дух, и тут, у самого моря, у этой базилики, чье изображение на всех херсонесских сувенирах, его можно уловить.

И  храм Владимира покоряет не менее. Пусть это не ахматовское место в прямом смысле слова, но А.А. здесь бывала и любила этот собор. И ты приходишь в него не тому что этот национальный заповедник – в списке наследия ООН, а потому что здесь бывала А.А. И речь не о сопричастии к поэзии или судьбе поэта, но о том, что то, что восторгает тебя, восторгало и твоего любимого поэта.