НЕ НОРМАЛЬНЫЙ МИР ДИАНЫ АРБУС

Молодая семья из Бруклина на воскресной прогулке

Диана Арбус, дочь обеспеченных родителей, жена состоятельного мужа и сама не бедный фэшн-фотограф, в 26 лет решила снимать по-своему.   Она не побоялась посмотреть не красоте в лицо. Вот почему незадолго до собственной смерти она видела желанный сон, сон,в котором могла снимать все, что хотела, поскольку и общество накануне гибели корабля наконец-то смогло стать самим собой.

Фотографии ей давались не просто. Она тратила много времени, прежде, чем сделать кадр. Это утомительно: нужно потратить часть себя другим, не будучи при этом уверенным, что достигнешь желаемого. Она по долгу разговаривала со своими портретируемыми, могла даже переспать с ними.   Такой  способ весьма затратен: Диана Арбус снимала всего 14 лет.

Бытует расхожее мнение, что Абус «привила   искусству столь мощную вакцину против фотоглянца и гламура, что та действует и по сей день». Весьма спорное утверждение. Если она была жива и по сей день, она была бы удивлена тем, что вакцинация, увы, сработала плохо, а мир так и не принял чужую боль. Не не как собственную, а вообще как боль.

Ее признание после смерти – вовсе не парадоксальная вещь, она вполне закономерна.   Девушка из «нормальной» по всем общественным меркам семьи  стала снимать мир не нормальных людей. Почему же вдруг? Потому что, по ее же собственным словам,  «богатство семьи всегда казалось мне оскорблением. Было так, словно я – принцесса в омерзительном фильме, снятом в какой-то мрачной европейской Трансильвании». Мисс Арбус была предельно честна к себе, понимая, как мелкобуржуазен напыщенный с французской мебелью в чехлах дом Немеровых. И что это все вовсе не самое главное.

Будучи талантливой художницей, Арбус не любила похвал, так как воспринимала жизнь через преодоление трудностей. Отсюда и ее брак с мистером Арбусом, закончившийся в итоге разводом. Сам мистер Арбус считал, что развод сделал ее фотографом. Он сделал ее свободным, когда она с очевидной ясностью поняла, что жить и смотреть на мир в рамках буржуазности более не может.

Формат ее фотографий – квадратный. Ее модели – физически ненормальны. Но они и не пытаются скрыть это: напротив,   открыто смотрят в камеру. Один эксперт сказал, что она вывернула фотографию наизнанку. Вместо того, чтобы смотреть на снятое, она заставила снятое смотреть на зрителя.

Арбус пыталась исследовать, как живут люди с явными физическими отклонениями и тех, кто живет на самом краю приемлемого обществом. Она  фотографировала мужчин, одетых как женщины, артистов цирка, пациентов с серьезными умственными ограничениями, фриков.

Освещение на снимках во многих случаях прямое, что создает некий эффект драматичности. Но и он же помогает рассмотреть все подробности снимка: складки на постели, содержимое столов. Так, как будто вы лично присутствуете  при всем этом. Вот почему фотографии Арбус не всегда комфортны для зрителя: ее герои не прячут те части тела, которые не являются красивыми. И тогда вы задаетесь вопросом: а зачем же подобное нужно? И ищите ответ самостоятельно.

Диана Арбус  выросла в безопасной и богатой окружающей среде , зная не по наслышке, что там далеко не все гладко. Она хотела исследовать необычные стороны общества вместо того, чтобы лакировать его изъяны.

Конечно, она изменила мир фотографии. Но она снимала и обычных людей. Впрочем, вы вглядываетесь в эти, казалось бы, простые снимки, но не сразу замечаете, что у молодой пары с ребенком на руках, второй ребенок не совсем нормален, а взгляд парня с битой не совсем приветлив, точно также, как не совсем детский взгляд больших, бледных глаз у девочек-близнецов.

Фотографии Арбус не об ужасах войны или голода, а о повседневном ужасе. О  том самом,   которое общество привыкло не замечать. Мисс Арбус словно дернула его за руку и сказала: да посмотри же!

Но не каждый из нас согласился бы стать моделью Арбус. Для этого нужно преодолеть собственные страхи и домыслы, став собой. Может, именно для этого мисс Арбус и стала снимать самостоятельно.

Диана Арбус