PR для Винсента Ван Гога

звездная ночь

Он прожил жизнь в нищете и умер в безвестности. Сегодня его картины стоят миллионы денег.

Такое типичное представление о Ван Гоге.  А еще  он отрезал себе ухо, ел масляные краски, страдал эпилепсией, голодал, злоупотреблял сигаретами и кофе, имел пристрастие к галлюциногенному абсенту, путался с проститутками и т.д. А также стал художником-гением в 27 лет, у него не было друзей, при жизни он сумел продать лишь «Красные виноградники в Арле», и был настолько беден, что рисовал новые картины поверх своих старых.

А вот другая версия, которая разрывает шаблон. Братья  Ван Гог   задумали покорить художественный рынок, заполонив его сплошь работами Винсента.

Тео, удачливый арт – дилер и провидец того, что вскоре будет в тренде, придумал этот план. Их дядя, тоже Винсент, был торговцем произведениями искусства и совладельцем крупнейшей в Европе арт-фирмы «Гупиль», где братья и работали. Фирма торговала современной академической живописью, старыми мастерами и даже барбизонцами, а особенно успешно дела шли с продажей картин модного тогда Милле. То есть семейство это было весьма не бедным, и Тео как бы нанял своего брата Винсента на работу. Сам же Винсент ни в чем не нуждался: у него были краски, холсты, кисти, книги по живописи, репродукции (живопись во все времена дело не из дешевых). И вот Тео начинает собирать полотна Винсента, чтобы продать их потом втридорога.пшеничное поле

 Да, Винсент болел. Это тоже было семейное:  мать была подвержена неожиданным вспышкам гнева, младшая сестра страдала шизофренией и 32 года провела в психиатрической больнице.  Лечение  в больнице  оплачивал Тео. Но вот именно  болезнь Винсента  и положила конец честолюбивым планам братьев. А так, кто знает, может миф о богатом художнике достался бы не Сальвадору Дали, а гораздо раньше – Винсенту Ван Гогу. Вот такая история чуть ли не о заговоре Ван Гогов.

Сейчас уже понятно, что   он никогда не был ни сумасшедшим гением, ни голодающим и отвергнутым мастером. Его искусство понимали и принимали его друзья — художники и критики. Знатоки говорят, что искусство Ван Гога было для его времени авангардным и потому не было принято большинством публики. Понятное дело, публика всегда дура,  у нее мелкобуржуазные вкусы,  обыватели не желали украшать свои интерьеры авангардными полотнами. Но все же признание Ван Гога шло гораздо быстрее, чем, допустим таких же реформаторов живописи, как Гоген или Сезанн. Первый как раз и умер забытым в нищете, а последний удостоился своей выставки только в 56 лет. Так что не стоит все валить на публику.

портрет папаши Танги

Известно, что миф о Ван Гоге был создан немецким искусствоведом и писателем Юлиусом Майер-Грэфом. Он жил в Германии, где о Ван Гоге было известно весьма мало, и случилось это несколько позже смерти художника, господин Майер-Грэф мог себе позволить сочинять вволю. Зачем? Возможно, он был отличным пиарщиком и хотел прославиться за чухой счет (такое ведь тоже бывает). Что ж, он действительно стал первым биографом художника. Весьма почетная роль в истории искусств.

 Еще больше выдуманный миф укрепился после выхода в свет романа  Ирвинга Стоуна «Жажда жизни» и одноименной экранизации этого романа В. Миннелли    с Кёрком Дугласом в главной роли.

Этой майеровской версии о бедном, но гениальном художнике, нет-нет, да и придерживаются ныне, хотя ведутся исследовательские работы (корифеи вангоговедения —  канадка Богомила Велш-Овчарова и  голландец Ян Хальскер) по развенчанию   мифа.  Версий о несчастном ухе, теперь уже только его части (хотя, несомненно, потрясает этот факт тех, кто впервые читает ту же «Жажду жизни»), много. О его пристрастии к абсенту тоже говорено-переговорено, и сделан вывод, что именно этот напиток часто подсказывал художнику цвета на его палитре.

ночное кафе на террасе

 Ему поставили большое количество диагнозов: шизофрения, эпилепсия, глаукома, порфирия, дигиталиснная интоксикация и интоксикационный психоз.

И даже геофагия — извращенное вкусовое пристрастие, свойственное беременным, чтобы объяснить попытки Ван Гога есть масляные краски, что наблюдалось в последние два года его жизни.

Его также представляют, как слабохарактерного, скромного, неуверенного в себе человека. Но при этом у него была обостренная чувствительность и «исключительное сердце». Он слишком привязывался к людям, а если не получал от них желаемого участия, становился деспотичным и нетерпеливым.

автопортрет в соломенной шляпе.

 Да, миф работает, он вдохновляет на новые исследования, постановки, сценарии и т.д. Но  ничто человеческое Ван  Гогу было не чуждо. Его интересовали деньги (а кого они не интересуют?). Он был талантлив и искал новые средства выражения в живописи, даже если простой зритель не был еще искушен в подобных нововведениях. Он стал частью исторического опыта человечества, доказав, что добиться можно много, и даже в короткий срок.

Впрочем, Ван Гогу уже все равно, а тем, кто ищет примеры для подражания и вдохновения,  этот миф — в самый раз.  Он поставил себе цели и почти их достиг. А то, чего не успел, за него доделал миф.

         П.с.  В продаже имеется абсент «Винсент Ван Гог» и  водка «Ван Гог».  Казалось бы, это уже слишком, но протестовать  бессмысленно, ведь подобные названия претендуют на остроумность и оригинальность, дескать, а Ван Гог, абсент, да, знаем-знаем.  Миф  вечен.

абсент "Винсент"